Из истории взаимоотношений В. П. Бардадыма и В. Н. Орла

В конце прошлого года в историческом музее им. Фелицина  состоялась научная конференция, посвященная памяти  известного кубанского краеведа В. П. Бардадыма. Публикуем  несколько докладов и сообщений работников музеев  , преподавателей и краеведов.

 

Л. Орёл

 

«ПРИЕЗЖАЙТЕ, НАГОВОРИМСЯ ВДОВОЛЬ…»:

из истории взаимоотношений В. П. Бардадыма и В. Н. Орла

 

Когда в 1987 году не стало моего супруга В.Н. Орла, Виталий Петрович  Бардадым, одним из первых написал мне в Украину, где последние годы мы жили и где похоронен Василий Николаевич, следующие прочувствованные слова:

« Уважаемая Лариса Гавриловна!

Вот теперь и я решил обратиться к Вам с просьбой, чтобы Вы помогли создать в Краснодарском городском архиве «Фонд Василия Орла», человека, который заслуживает и благодарности и доброй памяти. К сожалению, последние годы ─ не по своей вине ─  я с В.Н… не переписывался, но вопрос сейчас в другом ─ о создании в Краснодаре Фонда краеведа, который, можно сказать без преувеличения,  всю жизнь свою отдал прославлению родного края, возрождению его богатой истории и её забытых прекрасных деятелей, к которым мы должны ныне причислить и Василия Николаевича… Возможно, Вам сейчас не до этого, но следует подумать и о том, чтобы ценная работа Вашего мужа продолжала жить и служить людям.

С ув. В.  Бардадым».

Я думаю, что оценка, которую он дал В.Н. Орлу, в полной мере относится и к самому Виталию Петровичу, который также всю свою жизнь отдал служению Кубани, её людям, прославлению своего родного края, возрождению его богатейшей истории. Он, как и Василий Николаевич, постоянно был в поиске и ещё при жизни сумел воплотить свои находки в многочисленных статьях и книгах.

Их дружба, личное общение, переписка их носила деловой, творческий характер. Они обменивались полезной информацией. Василий Николаевич помогал Бардадыму советами, материалами, когда Виталий Петрович, по существу, только начинал свою литературную деятельность. Особенно его интересовала личность Я.Г. Кухаренко. Его творчеством Орёл заинтересовался ещё с начала 1960-х годов и верен был этой теме до конца жизни, сумел увлечь ею своего более молодого коллегу.

В одном из писем Орлу Бардадым писал: «Спасибо за сообщение о семье Я.Г. Кухаренко. Ещё вопрос: какое участие принимали дети его (сыновья Александр, Степан и Николай) в издании произведений отца (Киев, 1880).

Посылаю Вам ответ на Ваш запрос о «Новой заре». Книга моя «Этюды о прошлом и настоящем Краснодара» в наборе. Обещают в начале следующего года издать...»

В письме от 28 апреля 1979 года Бардадым делится с Орлом радостью, что на Кубани начинают поворачиваться лицом к своей истории, к её культуре и нравственности.

«Дорогой друже, Василий Николаевич! Вашы листы до мене и листы Кухаренко получил в целости. Жаль, что их я не имел под рукой прежде, когда писал о дружбе Т. Г.  Шевченко с нашим великим, сердечным и учёным Черноморцем.

Радио хочет обменяться передачей с Киевом. Альманах обещает дать очерк к 180-летнему юбилею Я. Г. Кухаренко и опубликовать «Вороного коня». Словом, лёд в отношении к этому великому военному и литературному деятелю сдвинулся и подмял (охота, чтоб окончательно) всех тех идолов, которые душили кубанскую культуру, историю и нравственность кубанцев.

Я Вам писал, что начался хороший период в культурной жизни Кубани и в этом немалая заслуга и Ваша, Василий Николаевич, ибо Вы первый подставили свой горб и трудитесь, чтобы кубанцы-хлеборобы и воины имели свою историю, свою неповторимую культуру (как часть общей культуры России Великой).

Рад за Ваши успехи. Приезжайте, наговоримся вдоволь, поработаем в архиве!.. Беда в том, что таких увлечённых в своей работе людей, как Вы, мой добрый казак, раз-два и обчёлся».

Далее, на предложение В. Н. Орла прислать «Шевченковский словарь», В.П. Бардадым пишет: «У меня есть, прислал мне мой любимый дружок юности с Полтавщины. Он, добрая, милая душа, к маю нынешнему прислал «Кобзаря» издания <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«1889 г»>1889 г</st1:metricconverter>. и изд. <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«1966 г»>1966 г</st1:metricconverter>., да ещё и консервов рыбных и сгущенки натолкал в посылку. Есть же прекрасные души на свете! А тут и от вас пришли «лысты», столь нужные и интересные, дай Бог Вам здоровья и Вашей семье, успехов в исследовательской работе и счастья <...> Сейчас я читаю и заражаюсь поэзией и юмором дивных людей, живших некогда на нашей земле. А какая талантливая вещь «Черноморский побит».

И в заключение письма В. П. Бардадым делится с коллегой, над чем он сейчас трудится: «Закончил одну рукопись ─  «Ратная доблесть кубанцев» (от Суворова до <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«1905 г»>1905 г</st1:metricconverter>.). Надеюсь, ─  пишет он с юмором, ─ кто-нибудь пожалеет хлопца юного».

Как-то Бардадым упрекнул Орла в том, что он уехал с Кубани, Потому что, находясь здесь, мог бы ещё больше принести пользы своей родине, Орёл, горячо и страстно любивший свою Кубань, отвечал: «Где бы я ни жил и где бы ни находился, я всегда стоял и стою на позиции огромной любви к истории той земли, которая меня породила, И пока будет биться моё сердце, а рука держать перо, я останусь кубанцем». И это не пустые слова. Орёл всю свою жизнь был верен Кубани ─  об этом говорит всё его творчество.

1 сентября 1988 года в культурной жизни Краснодара произошло важное событие ─  открытие Литературного музея Кубани в доме первого кубанского писателя Я.Г.  Кухаренко. К этому большому событию жители города шли долгие десятилетия. Писатели, ученые, краеведы вели борьбу за сохранение дома Якова Герасимовича Кухаренко как исторического памятника и открытие в нём музея, в котором в то время жили люди. Одновременно были собраны экспонаты для будущего музея, писались обращения в соответствующие инстанции с просьбой ускорить передачу дома музею-заповеднику им Е.Д. Фелицына. И конечно, ни В. Н. Орёл, ни В. П, Бардадым не остались в стороне.

Василий Николаевич ещё в 1964 году, в канун 165-летия со дня рождения Я.Г. Кухаренко, поднял вопрос об открытии музея в его доме и увековечения памяти писателя. С этим предложением он обратился к секретарю Краснодарского сельского производственного крайкома КПСС тов. А.С. Дмитруку. «В Краснодаре в старом дворе пединститута сохранился дом Кухаренко, ─  писал он. Почему бы там не открыть литературный музей? Собрать там всё, что относится не только к жизни и творчеству Кухаренко, но и к кубанской старине, и к литературе от Кухаренко до наших дней» .

В. П. Бардадым впервые в 1975 году написал в кубанской прессе: «Проходя мимо старинного рубленного дубового дома, я каждый раз думаю: как хорошо было бы в нём устроить литературный Музей, хотя бы на общественных началах… И возможно, недалёк тот день, когда старинный дом гостеприимно распахнёт двери как Музей и обретёт свою вторую жизнь ─  жизнь полезную, вечную». Потом была большая переписка по этому вопросу, споры, опасения, надежды.

История создания и открытия музея была изучена и освеще-

на в выступлениях Е.Н. Неподобы и Л.Г. Орёл  на IV Кухаренковских чтениях, состоявшихся в стенах музея. Показана большая роль общественности в этом вопросе, в том числе В.Н. Орла и В.П. Бардадыма.

Я знала Виталия Петровича ещё в 60-70-е годы прошлого столетия, встречались с ним в Краснодаре во время приездов Василия Николаевича, в основном для работы в государственном архиве. Это был очень живой, любознательный, доброжелательный человек.

После переезда в Краснодар из-за его болезни мне не удалось с ним встретиться, но моему звонку он явно обрадовался ─  это чувствовалось по его тону и заинтересованности в разговоре. Я сказала, что готовится научная конференция, посвященная 80-летию со дня рождения Василия Николаевича, и жаль, что он не сможет выступить с воспоминаниями.

Тогда он ответил: «Нет, я хочу сказать о Василии Николаевиче, а Вы, если будете выступать, обязательно вставьте мои слова». Отрывок этой беседы помещён в сборнике материалов конференции в раздел «Из воспоминаний и высказываний о В.И. Орле».

Сборник я ему потом подарила, как и книгу В. Орла «В поисках истины», в которой помещены два адресованных ему письма.

Привожу его высказывание дословно: «Я очень любил Василия Николаевича. Это был человек широкой большой души. Он много давал информации, подсказывал темы. Он не копил для себя. Он жил для общества. Он трудом своим прославил себя, не замыкался на одной теме, писал о Шевченко, Кухаренко, Мове, Хетагурове и других. Много помогал мне в работе. У вас есть моя первая книга «Этюды о прошлом и настоящем Краснодара».  Я подарил её Василию Николаевичу (надпись в книге: «Кубанцу Василию Орлу с пожеланиями полёта в жизни и в литературоведческо-краеведческих разысканиях. В. Бардадым.  22 декабря 1978 года»).

Как я тогда радовался её выходу!

Я храню переписку с Василием Николаевичем. Часть сдал в краевой госархив в свой фонд. Я помню наши встречи на улице Казачьей у его тёщи и тестя ─ прекрасной души человека. Помню их  гостеприимство, замечательные вареники, которые подавала ваша мама. Было хорошее, доброе общение.

Очень хорошо, что вы перевезли архив Василия Николаевича на Кубань. Он любил и  много делал для Кубани и здесь ─  место его трудам».

Давайте сохраним память о Виталии Петровиче Бардадыме ─  писателе, поэте, неутомимом исследователе, краеведе, гражданине и добром человеке.

 

 

Е. Казе

ВЕК ХРАМА

В 1874 году по тихорецкой земле пролегла Владикавказская железная дорога, при которой возникла небольшая станция Тихорецкая, названная по имени близлежащей уездной станицы и очень скоро выросшая в главный экономический центр местной жизни. Вскоре на арендной земле вблизи станции образовался одноимённый хутор (<st1:metricconverter w:st=«on» productid=«1895 г»>1895 г</st1:metricconverter>, который облюбовали хлебные ссыпщики, торговцы, ремесленники и крестьяне-земледельцы.

Как следует из переписки Ставропольской Духовной Консистории 1910 года о выделении субсидии на постройку Успенского храма, поселение по степени благоустройства было резко разделено на две части: примыкающую к самой станции и более отдаленную от неё. Первая преимущественно населена железнодорожными служащими людьми, торговцами и частью казаками, успевшими своевременно занять здесь удобное и выгодное место. Эта часть имела внешний благоустроенный, культурный вид: правильные улицы, сносные мостовые, отличные постройки… Другая часть тоже многочисленная (до 4000 душ), во всём противоположна первой: здесь всё на вид не только скромно, но зачастую бедно и убого. Большинство населения этой части люди пришлые, иногородние, добывающие дневное пропитание тяжёлым трудом, особо сетовавшие на то, что у них нет даже церкви.

Начиная с 1886 года вплоть до открытия в сентябре 1894 года на станции Тихорецкой самостоятельного прихода, жители станции для молитвы собирались в здании вокзала, приглашая священников из близлежащей станицы.

30 августа 1896 года на станции была освящена первая деревянная церквушка святителя Николая, которая очень скоро стала тесной для местных прихожан. В 1905-1908 годах рядом с нею производилось строительство нового каменного Николаевского храма на полторы тысячи душ.

Незадолго до его завершения, в августе 1907 года, в хуторе Тихорецком прошёл общий сход жителей, на котором жители приняли решение о постройке церкви во имя Успения Божией Матери, и с этой целью 22 августа подали на имя Архиепископа Ставропольского и Екатеринодарского Агафодора прошение: «… Покорнейше просим Ваше Высокопреосвященство разрешения на постройку храма в нашем хуторе; для каковой цели мы решили купить старую церковь, находящуюся на территории Владикавказской железной дороги при станции Тихорецкая и подлежащую слому в 1908 году по окончанию строящейся церкви...»

Духовная Консистория указом №21 727 от 24 августа 1907 года постановила: «Разрешить жителям хутора Тихорецкого купить и перенести старую церковь, находящуюся на территории Владикавказской ж.д., и поставить таковую на приличном и удобном месте под наблюдением архитектора без изменений плана и фасада

… Уже 8 сентября выбранное под строительство храма место было осмотрено благочинным о. Петром (Рудольфовым) совместно с членами причта Николаевского храма, инженером Б.Н. Акимовым, представителями от прихожан и членами строительного комитета. Территория оказалась удобной и приличной для постановки на ней храма, находящейся на обширной площади, окружённой со всех сторон жилыми приличными помещениями.

30 июня 1908 года в своем рапорте благочинный сообщал в Духовную Консисторию, что место для строительства церкви освящено, построен дом с колодцем и всё обнесено оградой. На строительство самой церкви ушло чуть больше года: 5 апреля 1909 года была совершена закладка нового храма, к середине июля выложен фундамент, 2 августа была завершена кладка стен.

Трудно сказать, что было использовано из материалов старого Николаевского храма, поскольку только по льготным талонам за время строительства на хутор было завезено: 9 вагонов извести, 9 вагонов лесного материала, 35 вагонов песку, 32 вагона красного кирпича, 2 вагона алебастра, 50 пудов оцинкованного железа. Судя по всему, старый храм послужил лишь закваской нового большого строительства.

Руководил строительством Иван Иванович Соломко ─  потомственный дворянин, усердный молитвенник и церковный труженик. За бедностью жителей хутора строительство было тяжёлым и требовало от руководства усердия, терпения и предприимчивости. Уже в день издания указа о разрешении строительства храма на хуторе Тихорецком Соломко получил на своё имя сборную книгу и приступил к сбору пожертвований. К июню 1908 года поступило 3315 руб. 76 коп. пожертвований, из них 1700 собрано Соломко. Но этого было очень мало. Недостаток средств вынудил попечительство обратиться к Начальнику области Наказному Атаману Кубанского казачьего войска с просьбой о пожертвовании находящегося в хуторе Тихорецком старого этапного здания, оценённого в 1019 руб. 95 коп., в результате чего старая тюрьма была пожертвована, разобрана, кирпич пущен с торгов, а вырученные средства переданы на строительство. Архивные данные сохранили имена частных жертвователей: крестьян Иллариона Липитова, Андрея Шумилина, Владимира Житенева, Тихона Курыгина, Ивана Короткова и некоторых служащих станции. 21 декабря 1910 года о. Пётр Рудольфов осмотрел и признал храм достаточно готовым к освящению. 23 декабря церковь осмотрел областной архитектор и признал  его отстроенным прочно и согласно планам. Так с 27 декабря 1910г. хутор Тихорецкий обрёл свою церковь.

В «Клировых ведомостях» за 1912 год сообщалось, что церковь зданием кирпичная, на каменном фундаменте, восьмерик и купол деревянные. Храм внутри оштукатурен, пол деревянный. Иконостас дубовый, двухъярусный. Колокольня кирпичная на каменном фундаменте была достроена к 1913 году. Иконостас был куплен из старой Николаевской церкви, в нём вместо положенной по уставу храмовой иконы Успенья Божьей Матери стояла икона Святителя Николая.

9 января 1910 года был избран церковный староста ─ И. Соломко, которому по словам благочинного в рапорте от 1910года принадлежала большая заслуга в деле строительства, так как «… если бы не находилось таких преданных делу построения храма лиц, как г. Соломко, то храма этого Тихорецкое хуторское общество никогда бы не построило...».

Первым настоятелем стал иерей Александр Рождественский, выпускник Новгородской духовной семинарии, до этого служивший вторым священником в Николаевском храме. К привычным пастырским и учительским обязанностям его добавились хлопоты настоятеля. 26 мая 1917 года Епископом-Ейским Иоанном о. Александр (Рождественский) был утвержден в должности благочинного 6 округа Кубанской области. Как проходило его служение в нелёгкое для церкви время, неизвестно. Документы умалчивают об истории храма периода 1920-30-х гг., но, безусловно, драма целого народа не обошла стороной и церковь, и священнослужителей.

В материалах 1937 года в исторической канве тихорецкой жизни Свято-Успенский храм упоминается лишь вскользь в деле обвинения священника Кудрина в контрреволюционной агитации, в частности ─  в увещевании об освобождении Успенской церкви от засыпанного зерна. Тогда всё духовенство Успенского храма было арестовано по подозрению в контрреволюционной деятельности, а сам храм был закрыт и в его здании устроено зернохранилище.

С 1942 года богослужения в храме возобновились. Настоятель протоиерей Михаил Миноранский, помимо духовной, проводил активную патриотическую работу, в результате которой с 1943 по 1945 годы было собрано более 100 тысяч рублей в фонд обороны страны и оказания помощи инвалидам и семьям погибших на фронте. С 1945 по 1970 годы сменилось более десяти настоятелей. Храм неоднократно пытались закрыть, но его удалось отстоять. К моменту назначения настоятелем протоиерея Пётра Дашевского в июне 1970 года, храм окормлялся командировочными священниками, находился в предаварийном состоянии. За 33 года пастырского служения в Тихорецком приходе о. Петра, человека волевого и эрудированного, была расширена территория прихода, построен хозяйственный корпус, в котором разместились крестильня, церковная библиотека, созданы новые росписи внутри церкви. С 1 января 2003 года настоятель Свято-Успенского храма – протоиерей Андрей Дашевский, выпускник Ленинградской духовной академии, кандидат богословия. Свой второй век храм встретил обновлённым: юбилейным празднованиям предшествовали капитальные ремонтно-реставрационные работы, шедшие с 2008 по 2010 гг. Жизнь храма перешагнула через столетие. И новый век Свято-Успенской церкви ─  повод вспомнить о начале истории храма.

Н. Дуленко

 

СУДЬБА ХРАМА  СОШЕСТВИЯ СВЯТОГО ДУХА НА АПОСТОЛОВ В СТАНИЦЕ КАНЕВСКОЙ

10 марта 1918 года в Каневской была установлена советская власть. Последний атаман станицы Владимир Коваленко был избран первым председателем ревкома. В июле в Каневскую вошла Добровольческая армия. На Церковной площади генералом Покровским были казнены 13 активистов и членов ревкома во главе с председателем. В 1922 году на площади были перезахоронены останки погибших во время Гражданской войны. Была сооружена Общая братская могила жертвам революции и Гражданской войны

И  установлен памятник погибшим. Началось преобразование Церковной площади, которое приведёт к полному разрушению её первоначального облика и назначения.

В 1924 году станичная власть принимает решение видоизменить Церковную площадь. Начались работы по насаждению станичного парка. К этой работе привлекается молодёжь, высаживалось большое количество деревьев и кустарников. В 1925 году постановлением президиума станичного совета было решено переименовать Церковную площадь в площадь Революции. На ней, вокруг храма, каневскими комсомольцами был заложен Летний сад имени 1 Мая.

Торжественно, с благодарственными молебнами, бесплатным обедом и раздачей сладостей для детей было отпраздновано столетие храма. «В станицу прибыло много духовенства, ─ свидетельствует очевидец, ─ Было проведено при большом стечении народа торжественное богослужение и потому, как из двух станичных церквей Духосошественская считалась главной, ей было присвоено звание собора…». Более ста лет возвышалась на главной площади Каневской Духосошественская церковь, являясь самым грандиозным сооружением станицы, раздражающим безбожников.

Тридцатые годы XX века можно смело назвать временем «широкомасштабного атеистического наступления». К 1939 году вся церковная структура подверглась жесточайшему разгрому. От 37 тысяч храмов, действовавших в 1930 году, к 1938 году осталось формально действовавших 8302. Однако в большинстве из них богослужения не совершались по причине отсутствия духовенства. В 1938 году было принято решение разрушить главный православный храм каневчан ─  Духосошественскую церковь. Для этой цели были созданы специальные отряды из числа активистов. Осмелев после насильственной коллективизации и голодомора 1933 года, сломившего сопротивление людей, активисты новой власти сначала закрыли храм, превратив его в хранилище для ссыпки зерна, а затем и разрушили. Момент разрушения храма был запёчатлён на любительском фотоснимке, который в настоящее время хранится в фондах Каневского районного историко-краеведческого музея.

Раиса Хрисанфовна Швыдко свидетельствует: «Мой дедушка Швыдко был в этой церкви ктитором [церковным старостой], а когда из неё сделали зернохранилище, то меня определили сюда подгортать зерно, подметать. Это был где-то 1934-1935 год. Потом зерно вывезли и объявили, что церковь будут разбирать, чтоб она не мешала нам лучше жить и строить рай на земле. Так вот, тот день, когда ломая карнизы, рухнул с двадцатиметровой высоты самый большой «звон» я точно никогда не забуду. Колокол загудел и, накреняясь, глубоко вошёл в землю, разбив каменные плиты у главного входа».

Самый большой колокол, который весил 196 пудов, при ударе о землю с 20-метровой высоты дал трещину, но не разбился, и в течение нескольких дней на колокольню затаскивали двухпудовые гири и бросали их вниз на колокол.

«Он был так огромен, -─ продолжает Яскив Е.П. — что, стоя на земле, нельзя было достать его верх. Малые колокола увезли сразу, а этот даже не могли вытащить и почти до начала войны он лежал у разрушенного храма. То время, весна 1935 года, мне почему-то особенно запомнились. Мы, дети, жили недалеко от церкви и часто там играли, бегали вокруг неё, рвали цветы ─  там было целое море незабудок, дарили их друг другу. Потом разрушение пошло полным ходом и наш сверстник, Коля Коменский ─  сын священника (а жили они в доме, где сейчас музей) ─  повёл нас в алтарь. Там мы снимали со стен всё, что нам нравилось и несли сдавать в школу. Многие станичники разбирали иконы по домам».

Колокола с церкви увезли на переплавку на заводы.

Святной B.C. вспоминал: «Церковь не взрывали, а разбирали кирпичную кладку изнутри, подставляя подпорки. Кладка легко разбиралась, так как была на извести. Подпорки сожгли. Рухнула половина церкви. Одноклассник залез на купол и привязал верёвку за крест, потом другой конец привязал к дереву. Дерево раскачивали и уронили купол.». Разрушение храма и церковной площади продолжалось долго: трудно было разбить добротную монолитную кладку, и большая её часть была превращена в щебень. Старожилы Каневской с негодованием и болью вспоминают об осквернениях захоронений священнослужителей, совершенных вандалами.

Моя прабабушка Мищан Пелагея Антоновна 1901 года рождения была очевидцем разрушения храма Сошествия Святого Духа. Моя мама ─  краевед Сизова Зоя Алексеевна вспоминает: «… бабушка рассказывала, как раскрыли верх, сняли кресты, сбросили колокол, ломали и топтали утварь, иконы. Хотели сломать церковь билом (железный шар), но ничего не вышло. Вызвали сапёров, заложили взрывчатку ─  храм только дал трещину. Тогда нашли людей, которые в подвале разбирали несущие стены и ставили подпорки из деревянных столбов (6 или 8 штук). Когда работу закончили ─  подпорки сожгли и храм рухнул под собственной тяжестью, поднимая вокруг себя пыль (не было взрывов) и мусор, битый щебень, стекло...»

Разрушение храма растянулось на последующие годы, а осенью 1938 года церковь была разрушена. 7 ноября у его развалин состоялся грандиозный многолюдный митинг в честь 21-й годовщины Великой Октябрьской социалистической революции. «Активисты проводили митинг, пели песни, ─ вспоминает Сизова З.А. рассказы своей бабушки Мищан П.А. ─  а простые люди стояли, как на похоронах. Очень тяжело было на душе. Одним словом ─  пир во время чумы».

На фотографии, хранящейся в Каневском районном историко-краеведческом музее, запечатлено и это событие. За церковной оградой, фрагмент которой хорошо просматривается на переднем плане, люди со знамёнами, флагами, транспарантами, портретами Сталина И.В… А дальше ─  огромный человеческий «муравейник», беснующийся на руинах поверженного храма.

В предвоенные годы станичная власть, желая скрыть место разрушения храма, начала работы по застройке площади. Строится летний кинотеатр, проводятся электрическая и водопроводная линии, а вся территория парка обносится изгородью. С 1939 года Летний сад потихоньку расширялся: сначала он заканчивался у фонтана, а затем стали засаживать и находящийся за ним стадион. В 1939 году на месте разрушенного храма был установлен памятник В.И. Ленину, изготовленный из цемента в Новороссийске и установленный новороссийскими рабочими.

На месте алтаря Духосошественского храма в настоящее время стоит фонтан центрального Парка Культуры и отдыха 30-летия Победы в Великой Отечественной войне.

11 июня 2006 года, в православный праздник Святой Троицы в станице Каневская прошёл крестный ход от Свято-Покровского храма до парка имени 30-летия Победы. Здесь в торжественной обстановке настоятель храма отец Сергей отслужил молебен и освятил камень, установленный на месте, где некогда стоял храм Сошествия Святого Духа на апостолов. Каневчане возложили цветы к новому памятнику.

25 апреля 2009 года в Парке культуры и отдыха имени 30-летия Победы в Каневской, в день открытия 85-го летнего сезона парка, открыта мраморная Книга Памяти. Посвящена она людям, обустраивавшим бывшую Церковную площадь в центре станицы. Предприниматель Сергей Овчаренко решил отдать дань памяти четырнадцати заслуженным землякам, в своё время похороненным в ограде церкви. На его средства местный художник Андрей Шайморданов вытесал из мрамора скульптуру в виде раскрытой книги с именами каневчан.

Старинное подземное сооружение отрыли рабочие в июне 2010 года при реконструкции системы водоснабжения фонтана в центральном парке Каневской. Находку сразу же закопали, а водопроводную линию проложили чуть в стороне. 28 июня таинственный объект раскопали снова ─  для его изучения. Максимальный диаметр ─  около пяти, глубина ─  в пределах четырёх метров. Тщательно обследовали изнутри, внимательно осмотрели каждый предмет, найденный в заполнявшей подземное помещение земле. Кроме работников «Водопровода», прессы и любопытствующих жителей, у фонтана собрались представители каневского духовенства, историки, краеведы, поисковики и другие компетентные лица. Выдвигалось немало версий. Самая первая из них ─  колодец. Причём, возможно, когда-то в нём была святая вода. Однако эту версию опровергает одно наблюдение. В куполе, выполненном из так называемой «черепашки» (мелкая ракушка) нашли отверстия, которые наталкивают на мысль о том, что помещение вентилировалось. А значит это не колодец. Настоятель Свято-Покровского храма протоиерей Сергий Брижан предположил, что это подвальное помещение храма Сошествия Святого Духа на апостолов, разрушенного в 1937 — 1938 годах. По словам специалиста архивного отдела администрации МО Каневской район Валерия Павловича Кострова, наиболее вероятно, что найдена ёмкость для сбора дождевой воды, сделанная в те времена, когда парк был церковной площадью. Котлован куполообразной формы изнутри выложен кирпичом и оштукатурен ─  так говорят рабочие, осмотревшие его. А сотрудник Каневского РДК Геннадий Шуть помнит, что это сооружение использовали в 60-е годы прошлого столетия, сбрасывая листву во время уборки парка, и тогда его называли «бассейном». Словно в подтверждение этих слов только что освобождённая от земли яма стала наполняться водой. В тот же день «бассейн» снова зарыли — для безопасности каневчан. Но прежде связались с департаментом архитектуры, где заявили, что загадочный артефакт архитектурной ценности не представляет. Но, несмотря на то, что в 60-е годы XX века данное сооружение использовали как вышеуказанный «бассейн», смею предположить, что строение имеет ещё более глубокую историю, и действительно могло быть частью подвальных помещений храма Сошествия Святого Духа. Безусловно, необходим детальный осмотр объекта специалистами по храмовой архитектуре и церковным строениям.

Местные жители надеются, что это не последняя находка и районном парке. Очень вероятно, что недра священной земли, на которой стояла церковь, хранят и другие тайны.

Церковь Сошествия Святого Духа на апостолов (СвятоТроицкая) ст. Каневской была ярким представителем архитектурного зодчества своего времени. Общественно-просветительская деятельность церковно-приходских школ носила созидательный характер и способствовала дальнейшему развитию общества по пути прогресса. Священно- и церковнослужители Святодухосошественского храма внесли большой вклад в становление культурной и общественной жизни куреня Каневского Кубанской области XIX — начала XX века.

События двадцатого века стали тяжким испытанием для Русской Православной Церкви: религиозные убеждения преследовались, роль и значение Церкви принижались, её ценности подвергались разграблению, памятники разрушались. Всё это обернулось тяжёлым морально — нравственным кризисом для общества. Прерванными оказались и традиции изучения церковной истории, В 1917 году в России впервые была провозглашена свобода совести и отделение церкви от государства, и для преследуемых ранее сектантов наступило «золотое десятилетие». Но Церковь большинства русского народа ─  православная ─  подверглась разгрому. Тринадцать храмов было на территории нынешнего Каневского района до начала коллективизации. Одиннадцать из них сожжены, взорваны разрушены в тридцатые годы XX века. С каким наслажденном созидатели нового расправлялись с прекрасными творениями народных умельцев, уничтожая то, что было создано руками простых людей — строителей и ремесленников. Даже день разрушения храма зачастую объявлялся праздником, и охваченные безумием люди жгли иконы, священные книги, сбивали кресты и купола, сбрасывали церковные колокола. Русская Православная Церковь не раз  переживала тяжёлые времена. На протяжении всей истории она неоднократно подвергалась гонениям. Таким образом, атеистическая политика, активно проводившаяся в 20-30-е годы XX века, привела к полному разрушению храма Сошествия Святого Духа, его разграблению и осквернению.

 

Комментариев: 0

Кубань не поздравила О. Куликовская-Романова

                                    КУБАНЬ НЕ ПОЗДРАВИЛА

85-летие Ольги Куликовской-Романовой

 

Это стало традицией ─ не помнить замечательных деятелей, писателей, не проживающих на Кубани, но связанных с ней ранней биографией или через родителей, дедушек и бабушек, и пра-пра...

О.Н. Куликовская-Романова, давний автор нашего журнала, не раз бывала на Кубани ─ в станице Старощербиновской (оттуда навсегда уехал её отец, есаул Николай Пупынин), в станице Новоминской, где полтора года в русскую смуту проживала Великая  княгиня Ольга Николаевна (царская сестра), в Новороссийске, в Краснодаре. Мы публикуем сообщение газеты «Русский вестник» (№2, <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«2012 Г»>2012 Г</st1:metricconverter>.) о том, как чествовали О.Н. Куликовскую-Романову в Москве в связи с её 85-летием и в ГОД ИСТОРИИ этим лишний раз подчёркиваем: прискорбная традиция никого и ничего не помнить толком вызывает «возмущение небес».

 

                              «РОССИЯ ОБЪЕДИНЯЕТ ВСЕХ ЛЮДЕЙ»

В Москве прошло торжественное собрание Благотворительного фонда Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны

 

В день памяти святителя Николая Мирликийского Чудотворца, небесного покровителя святого Царя-страстотерпца Николая II Александровича, 19 декабря 2011 года, в Москве, в актовом зале Российского государственного торгово-экономического университета состоялось торжественное собрание друзей Благотворительного фонда имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны. Оно было посвящено 20-летию деятельности фонда в России и 85-летнему юбилею его бессменного председателя Ольги Николаевны Куликовской-Романовой. Открыл вечер предначинательной молитвой Преосвященный Савва, епископ Воскресенский, викарий Московской епархии, игумен Новоспасского монастыря. Владыка также поздравил сотрудников фонда и его председателя с юбилеями, вручив О.Н. Куликовской-Романовой прекрасную икону святителя Николая Чудотворца.           

Слово для приветствия было предоставлено ректору РГТЭУ, заслуженному деятелю науки РФ, профессору С.Н. Бабурину.

«Представить себе трудно, сказала Ольга Николаевна, что двадцать лет прошло, как в декабре 1991 года я впервые ступила на русскую Землю: Родина, которая грезилась во снах, «земля обетованная», куда мечтали вернуться родители, стала явью. Династия Романовых, Русь, казалось, навсегда ушедшая, Божиим промыслом возвращались. Мы постигали новую Россию, а народ обращался к своим корням и истокам.

И должна признаться, быль оказалась ярче и больнее сказки. Страна погружалась в очередную смуту. А простые люди, как всегда, нуждались в помощи и любви. Когда мы с Тихоном Николаевичем решили увековечить память Великой Княгини Ольги Александровны, то ничего лучшего не могли придумать, как создать благотворительный фонд Ея имени.

При жизни она не только создавала и попечительствовала десяткам богоугодных заведений, но организовала и возглавила собственный госпиталь для раненых в годы Первой мировой войны. Мы поставили своей целью вернуть светлый образ Великой Княгини на родину. Вернуть не просто, рассказывая в кругу новых друзей об этой прекрасной русской женщине, а воплощая в реальные благотворительные дела её жизненный девиз: «Быть, а не казаться!».

Большой друг нашей семьи, дочь Великого Князя Константина Константиновича, известного поэта «К.Р.», почётный председатель Объединения князей Романовых, попечитель зарубежных кадет Княжна Вера Константиновна поддержала нашу идею. В семейной переписке мы живо обсуждали дела только что родившегося фонда. В письме от 12 июня 1992 года Княжна Вера Константиновна написала Тихону Николаевичу: «Посылаю свою лепту на основанный тобою фонд имени твоей Матери — святое дело». А узнав о результатах моей очередной поездки и регистрации филиалов фонда в Москве и Санкт-Петербурге, Княжна Вера Константиновна благодарила «за чудное описание, — как она выразилась, — похода Ольги на Родину. Какой она молодец — недаром казачка», —

похвалила Княжна меня».

Касаясь непосредственно начала работы Фонда в России, О.Н. Куликовская-Романова отметила, что со временем список больниц, детских учреждений, приходов, гимназий и школ, которым оказал помощь или попечительствует фонд, составил сотни наименований и значительно превысил «список Великой Княгини Ольги Александровны». Наиболее крупные, общероссийского значения благотворительные акции фонда — это помощь жителям и монашествующим Валаама, Соловков, пострадавшим от землетрясения на Сахалине.

Говоря о втором «русском десятилетии» Фонда, его председатель сказала: «На рубеже тысячелетий стало ясно, что Россия медленно, но верно восстанавливается после очередной революции. Не прекращая гуманитарной и медицинской помощи нуждающимся, фонд сделал акцент на культурно-просветительской образовательной, книгоиздательской, мемориальной программах своей деятельности. Рубежным событием в этом отношении стало прославление святых Царственных страстотерпцев во главе новомучеников и исповедников Русской Православной Церковью Московского патриархата в 2000-м году. В этот знаменательный день мне посчастливилось молиться в Храме Христа Спасителя и даже освятить на престоле домовую икону Августейшей Семьи. В том, что ко благовремению состоялась канонизация Царственных страстотерпцев всей полнотой

нашей Матери-Церкви, есть и вклад нашего фонда.

И в последующем Благотворительный фонд имени Е.И.В. Великой Княгини Ольги Александровны участвовал во всех важнейших событиях, направленных на объединение разорванного бунтами и революциями некогда единого «русского мира». А именно: в освящении Храма-на-Крови в Екатеринбурге, куда я передала семейную реликвию — икону Божией Матери «Троеручица», перед которой молилась Царская Семья; в торжествах по случаю столетия прославления преподобного Серафима Саровского; в перенесении праха Императрицы Марии Феодоровны, бабушки Тихона Николаевича, из Дании в Россию, в подписании Акта о каноническом общении между Русской Православной Церковью Заграницей и Московского патриархата, в паломничестве главной святыни русского Зарубежья — Курской-Коренной иконы Божией Матери на родину и других.

Причисление к лику святых Царственного Брата Великой Княгини Ольги Александровны, помимо прочего, имело еще одно важное значение для деятельности фонда её имени в России. Как известно, Великая Княгиня Ольга Александровна была прекрасным художником-акварелистом. Теперь, после 2000-х тысячного года, стало возможным проведение выставок ее работ на родине. За минувшие десять лет экспозиция посетила многие города, от обеих столиц до Тюмени и Сургута. И везде, если судить по книгам отзывов, встречала восторженный и благодарный приём зрителей. Вместе с выставкой по городам и весям путешествовал и председатель фонда.

Тут же на вечере в своём выступлении О.Н. Куликовская-Романова объявила о новой значимой акции Фонда: «Опираясь на такой мощный фундамент доброделания и общенародную поддержку, наш Фонд с уверенностью смотрит в будущее. Среди фондовских программ, разработанных специально к приближающемуся 400-летию Династии Романовых, на ваших глазах рождается ещё одна — наиважнейшая. Сегодня мы объявляем о начале новой общероссийской и международной акции. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси наш фонд совместно с Новоспасским мужским ставропигиальным монастырм начинает сбор средств на отливку и установку 1000-пудового калокола-благовестника. Выбор пал на Новоспасский монастырь и потому, что там находится усыпальница бояр Романовых, и потому что в начале 90-х годов эта обитель дала приют нашему фонду. Создаваемый «Царский Благовестник» посвящён святым Царственным страстотерпцам и будет установлен на главной монастырской звоннице в дни празднования 400-летия Династии.

Ведущая торжественного собрания, зам. председателя Фонда, профессор И.В. Бугаева так составила программу вечера, что поздравления в адрес Фонда и его председателя перемежались с благодарностями, вручаемыми О.Н. Куликовской-Романовой благотворителям и помощникам, а речи сменялись музыкальными номерами, слайд-фильмом, телевизионным сюжетом, что создавало удивительную атмосферу сопричастности каждого к происходящему, единства действия, времени и места: творение добра и милосердия на переломе тысячелетий на русской планете земля.

Поздравления О.Н. Куликовской-Романовой поступили от митрополита Владивостокского и Приморского Вениамина, митрополита Екатеринбургского и Верхотурского Кирилла, представитель которого вручил О.Н. Куликовской-Романовой высший знак отличия митрополии — золотую медаль «Святые Царственные Страстотерпцы» 1-й степени.

— По благословлению Высокопреосвященнейшего митрополита Илариона, Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей, Ольге Николаевне Куликовской-Романовой вручили Благодарственную грамоту.

В свою очередь председатель Фонда О.Н. Куликовская-Романова вынесла благодарности множеству лиц и организаций. Среди них: коллективам компаний «Шереметьево-Карго» и Национальной лотереи, протоиерею Александру Семёнову, протоиерею Андрею Ковальчуку, С.Н. Бабурину, А.В. Недоступу. Среди отмеченных много и давно помогающие фонду журналисты и писатели: главный редактор «Русского Вестника» А.А. Сенин, издатель и публицист О.А. Платонов, ведущий радиостанции «Радонеж» В.А. Саулкин, главный редактор «Русской народной линии» А.Д. Степанов, журналист и историк Л.Е. Болотин.

«Русский вестник», № 2, 2012

Комментариев: 0

Ищите свои корни (О.Варшавская)

Когда-то в дореволюционной России пойманные беглые крепостные и каторжники, утаивая настоящее имя и фамилию, чтобы скрыть своё прошлое, называли себя Иванами и говорили, что родства (родины, родителей, имени и звания) они не помнят; в полиции их так и записывали «не помнящими родства». Их называли Иван с воли, Иван где день, где ночь, Иван безродный и пр.  что было синонимом слову «бродяга».

Однажды моя бабушка, рассказывая мне, первокласснице, о войне, случайно обмолвилась, что, находясь в эвакуации, сожгла свою метрику с записью «Столбовая дворянка». Что это такое, я знала: я ведь читала «Сказку о рыбаке и рыбке»!.. И с тех пор постоянно приставала к бабушке с расспросами о том, кто были её родители и как они жили до революции. Но бабушка говорила, что не помнит, не знает, она всегда отмалчивалась или упорно отнекивалась. Только став взрослой, я смогла понять, что ей пришлось пережить в детстве и юности. Но ещё девочкой я твердо решила найти свои корни, найти максимум информации о своей семье и её истории...

От бабушки, пока она была жива, мне удалось узнать только, что жили они в собственном двухэтажном доме у Бессарабского рынка  в центре Киева. Её отец служил в Киево-Печерской лавре, был человеком очень умным и блестяще образованным. В советское время он работал в Киевской академии наук, а в 1938 году он был арестован и сослан на Соловецкие острова. Никакой информации о нём

у семьи больше никогда не было… Его жена, моя прабабушка по материнской линии, скончалась на 54 году жизни  сразу после войны. Сохранить семейный альбом бабушке не удалось, и осталось всего четыре старых фотографии, из которых одна-единственная фотография её отца. А ещё сохранилась прабабушкина лекционная книжка юридического отделения Высших женских курсов в Киеве, датированная 1907 годом. Вот, собственно, и всё с чего мне пришлось начинать свои поиски.

В 1992 году я ездила в Киев и отыскала дом, ранее принадлежавший моей семье. Я узнала, что уже 6 лет как все жильцы были выселены, так как дом уже давно находился в аварийном состоянии. Найти соседей или знакомых мне тогда не удалось...

А два года назад, получив благословение отца Владимира, настоятеля храма святого равноапостольного князя Владимира, я возобновила свои поиски. Я начала с поиска информации об узниках Соловков. Просто заходила на все подряд поисковые системы, читала все статьи на эту странную тему, просматривала бесконечные списки заключенных священников. Написала несколько комментариев и писем авторам статей. С нетерпением ждала ответа и очень надеялась на отзывы. Но никто не ответил… А я продолжала искать! Конечно, потребовалось время, терпение, а главное  вера в успех. Моё желание найти хоть какие-то крохи информации становилось только сильнее. На компьютере были заведены несколько папок, куда помещалась и сортировалась вся выуженная информация, которая хоть как-то могла быть полезной.

Больше чем через год вдруг пришло письмо от историка из Киева, сотрудника Академии наук, который писал статью для энциклопедии истории Украины о моём прадеде! От него я узнала, что священником он не был, хотя закончил духовную семинарию, и на Соловки его не ссылали он был приговорён к высшей мере наказания и расстрелян...

Из Киева мне прислали отсканированное дело НКВД. Я читала его со слезами на глазах… Мне хотелось погладить страницы, к которым прикасалась рука моего родного человека, ставшего таким близким, который погиб в 53 года, не успев увидеть свою внучку (мою маму). В деле была краткая биография. Благодаря этому,

я выяснила, что в <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«1905 г»>1905 г</st1:metricconverter>. мой прадед учился в Императорском Юрьевском (ныне г. Тарту, Эстония) университете «по юридическому факультету», а перед самой революцией работал в канцелярии иркутского генерал-губернатора. Вот она ниточка! А точнее целый клубочек...

Я стала искать контакты с Тартусским университетом. По телефону по-русски не говорили и просто бросали трубку. На письма электронные и обычные ответа не было. Тогда я написала восьмерым  на сайте знакомств, что ищу друзей в Тарту, и мне нужна помощь. Ответили двое, один просто отделался номером телефона (по которому никто не захотел разговаривать), а второй  прислал мне  переписанную от руки информацию из личного дела архива Тартуского университета! Со всеми цифрами, номером дела и т.д. Это казалось просто чудом… Параллельно я написала в Государственный архив Иркутской области, позвонила им (контакты были найдены в Интернете). Сотрудники архива прислали мне сначала на электронную почту, а потом заказным письмом официально заверенные копии документов формулярный список (это «дедушка» нашей трудовой книжки) прадеда, а также информацию о венчании прадеда с прабабушкой в Крестовоздвиженской церкви Иркутска в 1912 году.

Теперь передо мной открыто несколько направлений для продолжения поисков: в Киевской области — там находилось родовое поместье моих предков; в Казахстане и Санкт-Петербурге  должна найтись информация о работе моего прадеда в Переселенческом управлении; в Тарту я хочу туда съездить, чтобы получить официально заверенные копии документов из студенческого дела и фотографию моего прадеда в возрасте 20 лет.

В моих списках появились новые имена и географические точки, которые, в свою очередь, приведут меня к новым людям, о ком я пока что ничегошеньки не знаю...

Но я твёрдо уверена, что буду знать намного больше! И хочу обратиться ко всем, кто читает сейчас эти строки: «Верьте! Ищите свои корни! Не опускайте рук! И тогда

у вас всё получится!..»

Я не Иван, не помнящий родства,

И думаю, с годами им не стану:

Искать и верить я не перестану,

Любить и чтить свой род, пока жива...

 

Комментариев: 0

Мой прадед (Н.А. Титовской)

                        Атаман станицы Воронежской П.Д. Свищев

Станица Воронежская основана в 1804 году казаками-однодворцами Екатеринославского войска. Партия переселенцев в количестве 378 душ мужского пола прибыла в мае на Кубань из Змиевского и Изюмского уездов Слободско-Украинской губернии (ныне Харьковская область.) По разрешению Инспектора по кавалерии Кавказской инспекции генерал-лейтенанта Глазенапа они основали станицу между урочищем Лихачев Кут и первым кордоном Черноморского войска Редутским. Станица Воронежская причислена к кавказскому казачьему полку, составила его пятую сотню и замкнула Старую кордонную линию от крепости Усть-Лабинской до границы с Черноморским войском. Казаки станицы встали на смену солдатам Воронежского пехотного полка, которые с 1788 года несли пограничную

службу на Воронежском кордоне, а затем на посту «Изрядный источник» своеобразном форпосте Кавказского линейного войска.

События, происходящие на территории вновь заселённой станицы на землях Воронежского юрта были значительны и скоротечны, что заставило казаков станицы с первых дней проживания на новых землях стать прежде всего ратниками и строителями, а затем и хлеборобами.

Станица Воронежская с первых дней обустройства вошла в состав Кавказского линейного войска. Первый Кавказский казачий полк был образован в 1894 году из старо-заселённых станиц кордонной линии. 2-й Кавказский полк был образован в 1803 году из станиц основанных переселенцами Екатеринославского войска ─ Ладожской, Тифлисской, Казанской, Темижбекской и Воронежской. Принадлежность станиц к воинскому сословию подчёркивала структура управления ─ войскового командования. Назначался «начальник станицы», а затем «командир станицы», священники на приходы в станицы до 1867 года назначались командиром Кавказского полка. Духовное управление молитвенных домов и церквей входило в структуру Астраханской, а затем Ставропольской епархии и войсковое духовенство было в подчинении обер-священника Кавказского корпуса.

Казаки станицы Воронежской участвовали во всех баталиях 19-го столетия.

В составе 2-го Кавказского казачьего полка казаки станицы воевали в 1810 году против турок при взятии крепостей Ахалкалаки и Ахалцыха, в 1826 году участвовали в войне с Персией, в 1831 году усмиряли польских мятежников в Варшаве. В составе первой бригады вновь образованного Кубанского казачьего войска участвовали в Баязетском сидении, в боях с афганцами на реке Кушка, в Кавказской войне.

В Русско-Турецкой войне 18771878 годах казаки станицы воевали в составе Кавказско-Екатеринодарского конного полка.

В Русско-Японской войне 19041905 годах в составе Сводно-Кавказской казачьей дивизии в 4-ой сотне 1-го Екатеринодарского Кошевого атамана Чепеги полка и в составе Урупского полка приняли участие десятки казаков станицы Воронежской.

В августе 1906 года в станицу вернулись казаки, награждённые знаком отличия военного ордена Святого Георгия 4-й степени: старший урядник Трофим Тарасенко, старший урядник Михаил Карпенко, старший урядник Яков Попович, старший урядник Матвей Карпенко, младший урядник Иван Варламов, младший урядник Григорий Хардиков, казак Алексей Хардиков, казак Даниил Широбоков. Вахмистр Яков Самойлов за геройство, проявленное в боях с японцами, был награждён знаком отличия военного ордена 4-ой и 3-ей степени, вахмистр Павел Свищев был награждён знаком отличия военного ордена 4-й, 3-й и 2-1 степени.

В 1910 году была образована комиссия по празднованию столетнего юбилея Конвоя. 29 декабря 1910 года командир Конвоя генерал-майор Князь Трубецкой прислал сообщение Наказному атаману Кубанского казачьего войска М. Бабычу о согласии Его Императорского Величества, чтобы в поднесении поздравлений с юбилеем участвовала депутация от Кубанского войска. В состав особой депутации должны войти; Наказный атаман, начальник штаба Кубанского войска, по одному штаб и обер-офицеру, при шести казаках (вахмистр, 2 урядника и 3 казака).

В станицах и хуторах Кубанского казачьего войска развернулась работа по выбору самых достойных для поездки в составе официальной депутации. Выбор был непростым, ведь штатный состав Кубанского казачьего войска по военному времени насчитывал более 60 тысяч урядников и казаков и на льготе числилось более 125 тысяч казаков.

Окончательное решение было принято 27 февраля 1911 года выборными и должностными лицами, составляющими сбор станицы Воронежской, Екатеринодарского отдела. Станичный сбор в присутствии станичного атамана Петра Хардикова, помощника атамана И. Штофунова, станичного казначея П. Дворникова, почётного судьи Петра Свищева, станичных судей Захара Борового, Василия Гидзевского, Арсения Воеводина, Ивана Савельева, Афанасия Бочарова и выборных казаков вынес приговор: выбрать депутатом для участия в праздновании 100-летнего юбилей Конвоя Его Императорского Величества вахмистра Павла Даниловича Свищева, присяги 1897 года. «Вахмистр П.Д. Свищев под судом и следствием не был, поведения и нравственных качеств хороших, имеет три знака отличия  Военного ордена и показывает достойный пример в военном воспитании молодых казаков».

Отец П.Д. Свищева, Данил Андреевич, принадлежал к числу семей первых переселенцев из Екатеринославского войска на земли Кубани. Данил Андреевич родился в 1847 году. В 1867 году венчался в церкви Рождества Пресвятой Богородиры станицы Воронежской с казачкой Варварой Васильевной». В чине урядника 2-го Кавказского полка участвовал в стычках и баталиях с черкесами. В семье родилось 6 детей: сыновья Пётр, Георгий, Сергей и Павел, 2 дочери Акулина и Евдокия. Крепкая казачья семья, рачительная и трудолюбивая имела заслуженный авторитет в станице. *

Особой гордостью для отца всегда был младший сын Павел, родившийся 11 января 1878 года. С детских лет отличался ловкостью, храбростью, любил лошадей и был победителем станичных состязаний в джигитовке, рубке, скачках. Присягу принял в 1897 году, в 1898 году в церкви станицы Воронежской венчался с девицей-казачкой

Агафьей Григорьевной Чумаковой. В январе 1900 года причислен к строевой службе, 18 января 1900 командирован на службу в 1-й Урупский полк. В ноябре 1900 года зачислен в полковую учебную команду, которую успешно окончил в мае 1901 года с присвоением первого воинского звания приказной. Успешно складывалась служба молодого казака: в декабре 1901 года произведен в младшие урядники, в апреле 1902 года присвоено звание старший урядник и приказом по полку по итогам состязательной стрельбы награжден тремя рублями. 26 февраля 1904 года за особо выдающиеся успехи по службе награждён званием вахмистра и уволен в войско на льготу по выслуге установленного срока службы.

29 января 1904 года началась Русско-Японская война. П.Д. Свищев в качестве «охотника» 24 апреля зачисляется вахмистром во 2-ю сотню Терско-Кубанского конного полка.

В боях с японцами вахмистр П.Д.Свищев проявил сокровенные качества православного воина и казачью доблесть. 1 июня 1904 года за мужество и храбрость приказом главнокомандующего 2 армии № 710 награждён знаком отличия Военного ордена 4-ой степени, 17 апреля 1905 года награждён знаком Военного. Ордена 2-ой степени когда с разъездом казаков он бросился в атаку на полуэскадрон японцев, двух взял в плен, одного прикладом ушиб до смерти, другого застрелил и преследовал японцев вёрст десять. Приказом по 2-ой армии № 229 за молодецкий подвиг 17 апреля 1905 года получил благодарность Начальника конного

отряда генерала Мищенко. 22 января 1906 года отмечен знаком отличия Военного ордена 3-й степени за храбрость, оказанную разновременно в боях с японцами и хунхузами приказом главнокомандующего № 205.

После окончания русско-японской войны, 5 февраля 1906 года исключен из списков полка в связи с расформированием с вручением светло-бронзовой медали в память Русско-Японской войны 19041905 года.

С 1 января 1908 года вахмистр П.Д. Свищев, кавалер 3-х знаков отличия военного ордена Святого Георгия зачислен в льготную 3-ю очередь полка.

Станица Воронежская торжественно встретила героя войны. Особую радость и гордость возвращение фронтовика принесло его родным: старым отцу и матери, братьям и сёстрам, жене Агафье Григорьевне и сыну Аврааму, который родился 29 октября 1900 года и смотрел на отца с изумлением, детским опасением и безумно радовался появлению в его жизни мифического отца, о котором так много рассказывала мать.

Недолго отдыхал казак. На станичном сборе, казаки станицы просили вахмистра П.Д. Свищева занять должность инструктора по воспитанию малолетних казаков в строевой, верховой и боевой подготовке, передать молодежи знание и умение опытного воина.

Павел Данилович Свищев с глубоким сознанием важности процесса воспитания будущих воинов дал свое согласие и с честью исполнял свои обязанности.

Сотни приговоров станичных и хуторских сборов поступили в марте 1911 года в Войсковой штаб Кубанского казачьего войска для окончательного выбора членов депутации на празднование юбилея Конвоя. К великой гордости казаков станицы Воронежской вахмистр П.Д. Свищев был включён в состав особой депутации от Кубанского казачьего войска.

Депутация поистине была звёздной:

Наказный атаман, генерал-лейтенант Михаил Павлович Бабыч, начальник войскового штаба генерал-майор Андрей Иванович Кияшко, атаман Екатеринодарского отдела полковник П.Н. Камянченко, пристав станицы Таманской есаул В.И. Толстопят, подхорунжий станицы Баталпашинской И.С. Калаушин, вахмистр станицы Воронежской П.Д. Свищев, вахмистр станицы Григориполисской И.П. Филимонов, старший урядник хутора Новопластуновского Е.В. Жениленко, старший урядник станицы Екатериновской Ф.С. Шелих, старший урядник станицы Новотитаровской В.С. Благодырь,

27 апреля 1911 года все члены депутации приказом Наказного атамана вызваны в город Екатеринодар, а утром 9 мая делегация прибыла в Петербург.

Поприветствовать родную часть с днем её вековой службы прибыли в Царское Село сотни старых конвойцев.

В Войсковой штаб Кубанского казачьего войска поступил рапорт атамана станицы Воронежской за № 258 со списком урядников станицы, служивших в Собственном Его Императорского Величества Конвое и представленных для поездки на юбилейные торжества: Афанасий Поповичев, Павел Хализев, Николай Субочев и Семен Варламов.

Кубанская делегация до начала торжеств посещала различные светские мероприятия, встречалась с действующими кубанцами-конвойцами, знакомилась с бытом, условиями и порядком несения служебных обязанностей.

Особую радость испытывали служившие в этот период и принимающие активное участие во всех мероприятиях юбилея урядники казаки-конвойцы станицы Воронежской Трофим Таранцов и Павел Субочев. Встреча с родными станичниками-конвойцами, родственниками, подарки с весточкой от родителей, семьи, родной атаман Екатеринодарского отдела полковник станицы оставили неизгладимые воспоминания на весь период дальнейшей службы в Конвое.

Торжественные мероприятия начались 17 мая с панихиды в Петропавловском соборе Санкт-Петербургской крепости, в усыпальнице Императорского Дома по державному основателю и шефам Конвоя.

18 мая на площадке Большого Царского дворца был совершён молебен и парад в Высочайшем присутствии Его Императорского Величества. В этот день Конвой получил более 200 поздравительных телеграмм от Сиятельных лиц, командование воинскими округами, старых генералов и офицеров конвоя, воинских частей и представителей.

19 мая было совершено освещение нового Офицерского Собрания Конвоя и в 4 часа 30 минут на Дворцовой площади состоялось состязание в исполнении лучших джигитов Конвоя в рубке, джигитовке, общей скачке со стрельбой и гиком. В 6 часов вечера был назначен приём всех депутаций и поздравлений Конвою, а затем праздничный обед и вечер в присутствии Государя Императора.Торжественные мероприятия продолжались до 27 мая. 28 мая кубанская делегация выехала в Екатеринодар. Возвратившись в станицу, П.Д. Свищев и бывшие казаки- конвойцы долго делились впечатлениями о поездке, встречах и праздничных мероприятиях в Царском Селе.Инструктор по военному обучению молодых казаков приготовительного разряда П.Д. Свищев в июне 1911 года атаманом Екатеринодарского отдела полковником П.Н. Камянченко был награждён золотой шейной медалью на Александровской ленте по случаю празднования 100-летнего юбилея Конвоя Его Императорского Величества.В октябре 1912 года станичный сбор единогласно избрал П.Д.Свищева атаманом станицы Воронежской, В памяти станичников он остался человеком справедливым, ответственным и внимательным. Дважды станичный сбор утверждал П.Д. Свищева  атаманом. Под его руководством и контролем строился и в 1916 году был освящён храм станицы, укладывались кирпичные тротуары, развивалась образовательная система, строились школы и поликлиника. Атаман формировал по наряду команды на фронты Первой Мировой войны и уделял огромное внимание семьям фронтовиков. Особое внимание атаман и казачье общество уделяло семьям казаков погибших на Турецком фронте и в сражениях на европейском театре военных действий. Обработка земельных наделов, уборка урожая, льготы на обучение для детей фронтовиков все это стало жизненным законом в станице.В семье рос сын Авраам и воспитывалась приемная дочь Анна, взятая из многодетной семьи близкого родственника. Станичники видели в Павле Даниловиче не только атамана, но и близкого человека по духу, образу жизни, глубоко верующего, верного присяге долгу.Но в 1917 году чёрная хмара революционных идей, лозунгов, обманных призывов докатилась до станицы. С фронтов начали возвращаться казаки В станице появились первые красноармейцы и образовался красноармейский отряд под руководством урядника Андрея Рызина.  Первыми жертвами смуты стали урядники Яков Попович  (44 года), Григорий Ефимов (49 лет), вахмистр Алексей Павлов (57 лет),  урядник Стефан Штофунов (44 года).Атаман П.Д. Свищев пытался сохранить порядок в станице, усилил дневные и ночные дежурства, призывал смутьянов к совести, чести, преследовал попытки хищений, разбоев, безобразий, требовал стабильности, порядка и мира. Этого ему не простили.5 марта 1918 года он возвращался ночью из станичного правления домой и был зверски убит неизвестными лицами. 6 марта в храме Рождества Пресвятой Богородицы священником П. Поддубным и псаломщиком А. Бардадымом было совершено исповедание, приобщение и молитвенное отпевание казака, воина и атамана. Похоронен на кладбище станицы Воронежской. Судьба членов семьи Павла Даниловича сложилась не менее трагично.

Сын Авраам в мае 1919 года венчался в церкви с казачкой Фёклой Георгиевной Зинченко из станицы Пластуновской. Служил в Белой гвардии и в 1920 году через Новороссийск эмигрировал в Турцию. В годы войны служил в РОА генерала А.А. Власова, с 1945 по 1956 годы отбывал наказание в советских лагерях, вернулся в станицу, упокоился в 1980 году.Приёмная дочь Анна в 1923 году вышла замуж за казака Москового Дмитрия Павловича. В 1929 году семья с тремя детьми была репрессирована и выслана в село Дивное, Ставропольского края. Реабилитированы в 1996 году.Жена Агафья Григорьевна умерла голодной смертью в годы голодомора и её могила неизвестна.


Комментариев: 0

Слушайте старинную музыку......

 

Предлагаем Вашему вниманию послушать песни русской эмиграции начала 20 века. Не передаваемые ощущения испытываешь в этот момент, словно ты попадаешь в то время сквозь времена, и нет больше ничего, только ты и эта музыка.......

 

We offer you to listen to the  song of the Russian emigration of the early 20th century/ Do not feel sensations transmitted at thismoment,if you come at a time through time, and there is nothing else, just you and the music........

 

В  «музыке» ..........

 In the «Music».......


ВЛАДИМИР НЕПЛЮЕВ — ВАНЯ-ГАРМОНИСТ

 


ДАНИИЛ ДОЛЬСКИЙ — ВОТ СОЛДАТЫ ИДУТ


ЛЮБОВЬ СТАРОДУБСКАЯ — ЛЮБОВЬ ПРОШЛА


ЮРИЙ МОРФЕССИ — ЭЙ, ЯМЩИК, ГОНИ-КА К «ЯРУ»


КОНСТАНТИН СОКОЛЬСКИЙ — КОГДА ДРУЗЬЯ ВСТРЕЧАЮТСЯ


ОЛЬГА КАМЕНСКАЯ — ПЛАЧЕТ РОЯЛЬ

 

Комментариев: 1
накрутка в инстаграм
"Родная Кубань"
"Родная Кубань"
Было на сайте никогда
тел: 8-861-259-31-71
Читателей: 12 Опыт: 0 Карма: 1
Immortality is to work on something forever......
(Joseph Ernest Renan)
В.И. Лихоносов  (поселок  Пересыпь,  2011  год)фото Петра Янеля