Самый древний в России храм (Н. Батраева)


САМЫЙ ДРЕВНИЙ В РОССИИ ХРАМ...

«Святая вера посеяна в пределах нынешней России ещё в век апостольский и самими апостолами, но совершенно начала утверждаться не прежде как с четвертого века, и притом только в южных краях наших ─ Новороссийском, Кавказском и Закавказском. В это время принесена она к нам из соседней Греции, преимущественно из Царьграда, при содействии тамошних императоров и Патриархов».

Макарий (Булгаков) митрополит

«История Русской Церкви»

 

Поклоняясь древним православным святыням на земле Российской, в немом трепете застываешь у белокаменной церкви, стремительно возносящейся ввысь ─  Покрова на Нерли называют этот всемирно известный храм, построенный в 1165 году. Перед Георгиевским собором Юрьева монастыря, что близ Новгорода, ощущаешь свою незначительность в сравнении с его величием и древностью ─  в 1119 году благоверный князь Всеволод Мстиславич и игумен Кириак заложили его первый камень.

Невдалеке от Чёрного моря на поросшем лесом холме становится горько: стоит здесь самая древняя в России церковь то ли VII, то ли IX веков ─  единственная уцелевшая стена которой готова обрушиться в любой момент...

По разбитой грунтовой дороге мы с отцом Олегом, настоятелем церкви св. апостола Симона Кананита, что в посёлке Лоо, едем в гору на окраину села.

 Храм и земля, на которой он стоит, находятся на территории сочинского национального парка и принадлежат министерству природных ресурсов, ─  объясняет по пути отец Олег.

Мы останавливаемся перед уцелевшими развалинами некогда величественного византийского храма, аналога которому нет в России.

 В окрестностях Сочи находятся 9 византийских храмов, в основном сохранились только фундаменты. Этот храм уникален датируемой постройкой и степенью сохранности на данный момент.

ВО ВРЕМЕНА САНИГОВ И АБАЗГОВ

По свидетельствам церковных историков IV в. Евсевия Кесарийского и Дорофея Тирского, святой апостол Андрей Первозванный получил по жребию для проповеди Скифию. Епифаний Кипрский пишет, что отправившись на проповедь вместе с апостолом Симоном Кананитом, Андрей первозванный оставляет его в Севасте (Сухуми) и направляется далее в земли джигетов. Таким образом, сказанием об апостоле Андрее наш народ хотел подчеркнуть апостольское преемство Русской Церкви, особое избранничество Руси как хранительницы неповрежденного апостольского Предания. В то же время Русь никогда не пыталась заявить свои притязания на главенство в христианском мире, подобно римским папам.

Впоследствии, после образования Византии, унаследовавшей римские владения в начале IV века, начинается христианизация Кавказа. Укрепляются позиции Византии на Черноморском побережье, образовываются епархии, строятся храмы. Есть предположение, что именно храм в Лоо был кафедральным центром Зихской епархии. Уже в 526 году на Соборе Констанипольском значится имя Зихского епископа Дамиана (епархия же Тмутараканская в уставе Льва Премудрого (894 – <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«911 г»>911 г</st1:metricconverter>.г.) титулуется уже архиепископией).

ЛЕТОПИСЬ ХРАМА

Храм в посёлке Лоо располагается в <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«2 км»>2 км</st1:metricconverter> от моря. Надо полагать, что в пору своего величия он был особенно прекрасен, возвышаясь на <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«200 метров»>200 метров</st1:metricconverter> над уровнем моря и отражая яркие солнечные лучи белизной известковых стен. Установить точную дату постройки сегодня невозможно: церковь неоднократно перестраивалась и в последние века была превращена в военную крепость. Тем не менее, руководствуясь физико-химическими исследованиями, проведенными Э.А. Арзуманянц в 1989 году, возраст церкви в Лоо приблизительно равен 1200 годам + 150 лет. То есть, она построена в период с VII по IX века. Эту же гипотезу подтверждает и А. Гусева, заместитель директора по научной работе музея истории Сочи.

Поражают внушительные размеры храма: общая длина <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«21 м»>21 м</st1:metricconverter>, ширина 12,25, толщина стен 1,1м. Это трёхнефная, шестистолбная базилика с тремя апсидами. Стены выложены из плит песчаника и сланца, внешняя поверхность была облицована прекрасно обработанными белыми известняковыми блоками. В качестве декора присутствовали резные рельефы и плиты с буквами греческого алфавита.

Зодчие, создавшие церковь, не учли сейсмичности района и особенностей горного рельефа и возвели стены, превышающие допустимую высоту. Примерно в XIII веке храм был разрушен. Для этого времени характерно укрепление христианства на причерноморских землях ─  XIV в. ознаменовался войнами между адыгами и дагестанскими «гази», в которых последние потерпели поражение. Параллельно шло строительство и обновление церквей, очевидно на этот период приходится восстановление церкви в Лоо ─  именно в таком виде дошла она до наших дней. Внутри и на близлежащей территории был обнаружен некрополь из 23 погребений, датируемых концом XIII-XIV веками. Характерно, что практически все люди были похоронены по христианскому обряду.

Падение Византии под натиском турок в середине XV в. вызвало упадок православия и в землях адыгов. Храм превратили в военную крепость ─  своды обрушились, из окон сделали бойницы, заложили входы со стороны моря. В XIX в. на картах Причерноморья он уже обозначался как развалины крепости...

Приходится констатировать, что ещё в начале XX в. храм был в относительно хорошем состоянии ─  отсутствовала только крыша. Землю, на которой находилась церковь в конце XIX в. приобрел граф С. Д. Шереметьев «В имении недалеко от дома находятся развалины древнего византийского храма. Он небольшой и сохранился почти весь, обрушились только своды и верхняя часть стен. Алтарь цел, в стенах сохранились окна».

Время и люди неумолимы ─  в настоящее время южная стена церкви упала и лежит единым монолитом, алтарная часть сильно разрушена, уцелевший фрагмент стены сильно накренён, северная стена в хорошей сохранности, её высота достигает <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«7 метров»>7 метров</st1:metricconverter>, но она сильно наклонена в противоположную от алтарной части сторону.

В ЧЕСТЬ ВЕЛИКОМУЧЕНИКА ГЕОРГИЯ?

Глядя на массивные древние камни, синее небо и горную гряду, открывающуюся на Востоке, приходит мысли о том, что именно в таких местах первые христиане совершали свои «вечери любви».

 Каждый год, 6 мая в день памяти великомученика и Победоносца Георгия, мы с прихожанами приходим сюда с крестным ходом, а потом служим молебен, ─  рассказывает отец Олег. — Если владыка Исидор даст благословение, на следующий год можно будет отслужить литургию здесь.

При этих словах я вспоминаю, что по церковному преданию в момент освящения храма, Господь посылает своего ангела, для защиты и охраны. Как, наверное, будет ликовать ангел этого храма, если после полтысячелетия забвения здесь опять будет принесена Бескровная Жертва...

 А почему вы отмечаете именно день святого Георгия, церковь освящена в его честь?

 Сейчас узнать это невозможно, но почему-то местные жители приходят сюда именно  6 мая а, как известно, дыма без огня не бывает… Народная память удивительна, ни у кого нет точных данных, однако, святой Георгий считается покровителем этой церкви. Мы подумали, что в древности было не так уж много святых, которых особо чтили в этой местности. Раньше храмы освящались в честь великих праздников или святых Иоанна Предтечи, Георгия, Илии пророка.

 После возобновления приходской жизни в Лоо, мы хотели возродить храм и служить в нём. Но сами видите, какая дорога ведёт к церкви ─  разбитая грунтовка, а наши прихожане приезжают и из соседних поселков. Поэтому решили строить храм в центре, недалеко от трассы (сейчас церковь св. апостола Симона Кананита располагается во временном помещении).

 Как вы думаете, ─  спрашиваю я, ─  Что необходимо предпринять? Подлежит ли этот древний храм восстановлению или достаточно консервации?

 В первую очередь надо сохранить то, что ещё осталось: северная 7 метровая стена накренилась так, что в любой момент может упасть. Процесс деформации продолжается. Необходимы подпорные сооружения ─  это работа специалистов: археологов, реставраторов.

 Ещё раз хочу повторить: храм в Лоо уникален, подобного ему нет в России, беспрецедентен он и для Краснодарского края ─  у нас, к сожалению, не так уж много святынь. Это наша историческая память, духовное наследие, сохранившееся в веках, позволить ей исчезнуть с лица земли ─  было бы непозволительно...

С горечью покидала я столь удивительный духовный и культурный памятник, неизвестно каким чудом сохранившийся на Кубанской земле. Всего в нескольких десятках километров, на Красной Поляне, идет бурное строительство, вкладываются инвестиции, разрабатываются проекты, не относящиеся, к сожалению, к уникальному архитектурному сооружению. И быть может именно сейчас, как никогда более, стоит обратить внимание на наше историческое наследие. Не дать забыть, что Свет Евангельской истины осветил наш край на несколько сотен лет ранее официального крещения Руси...

Обсудить у себя 0
Комментарии (1)

MOST ANCIENT CHURCH IN RUSSIA ...

«The holy faith planted within the present-day Russia as early as the apostolic age, and by the Apostles themselves, but it is not approved before the start as the fourth century, and only in the southern edges of our ─ Novorossiysk, the Caucasus and the Transcaucasus. At this time she brought to us from neighboring Greece, mainly from Constantinople, with the assistance of the emperors, and there the Patriarchs. „

Macarius (Bulgakov), Metropolitan

“History of the Russian Church»





Worshiping the ancient Orthodox holy sites in the Russian Land, in silent awe at the white stone church solidifies, rapidly ascending skyward ─ Intercession on the Nerl call this the world famous temple was built in 1165. Before the St. George Cathedral St. George's Monastery, which is near Novgorod, feel their insignificance in comparison with its grandeur and antiquity in the 1119 ─ holy Prince Vsevolod Mstislavich abbot Kyriakos, and laid its first stone.

Not far from the Black Sea on the wooded hill is bitter: this is the oldest church in Russia either VII, IX centuries or whether ─ the only remaining wall of which is ready to collapse at any moment ...

In the broken dirt road my father Oleg, rector of the Church of St… Apostle Simon the Zealot, in the village of Loo, going up the hill on the outskirts of the village.

─ The temple and the land on which it stands, in the territory of Sochi National Park and owned by the Ministry of Natural Resources, ─ explains the path of his father, Oleg.

We stop in front of the surviving ruins of the once magnificent Byzantine church, which has no analogue in Russia.

─ In the vicinity of Sochi are nine Byzantine churches, mainly preserved only the foundations. This temple is unique in construction and dating from the degree of preservation at this time.

DURING AND Sanigs abazgi

According to the testimony of church historians of the IV. Eusebius of Caesarea, and Dorotheus of Tyre, the holy Apostle Andrew was chosen by lot for preaching Scythia. Epiphanius of Cyprus writes that having gone to preach with the apostle Simon the Zealot, Andrew leaves it in Sevastopol (Sukhumi) and goes further into the ground dzhigetov. Thus, the legend of St. Andrew, our people would like to emphasize the apostolic succession of the Russian Church, a special chosenness of Russia as a guardian of apostolic tradition intact. At the same time, Russia has never tried to assert their claim to supremacy in the Christian world, like the popes.

Later, after the formation of the Byzantine Empire, which inherited the Roman possessions in the beginning of IV century begins Christianization of Caucasus. Strengthened the position of Byzantium on the Black Sea coast, are formed diocese, built temples. There is speculation that it was a temple in the center of the cathedral was Loo Zihskoy diocese. Already in the year 526 at the Council Konstanipolskom does the name Damian Zihskogo bishop (the diocese in the same Tmutarakan charter of Leo the Wise (894 — <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«911 g»> 911 g </ st1: metricconverter>. city) the title is Archbishop).

CHRONICLE OF TEMPLE

The temple is situated in the village of Looe in <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«2 km»> 2 km </ st1: metricconverter> from the sea. We must assume that at the time of his greatness, he was particularly beautiful, towering at <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«200 metrov»> 200 meters </ st1: metricconverter> above sea level, reflecting the bright sunlight white limestone walls. Establish the exact date of construction is impossible today: the church was rebuilt several times in the past century has been transformed into a military fortress. Nevertheless, guided by the physico-chemical studies from EA Arzumanyants in 1989, the age of the church in the Loo is approximately 1200 years + 150 years. That is, it is built from VII to IX century. This hypothesis is confirmed, and A. Gusev, Deputy Director for Science Museum of the History of Sochi.

Hit the impressive size of the temple: the total length of <st1:metricconverter w:st=«on» productid=«21 m»> 21 meters </ st1: metricconverter>, width 12.25, wall thickness 1.1 m This is a three-aisled, shestistolbnaya basilica with three apses. The walls are made of slabs of sandstone and shale, the outer surface was coated with fine white limestone blocks processed. As a decorative carved reliefs were present and the plate with the letters of the Greek alphabet.

Architects, who created the church, do not take into account seismic risk and features mountainous terrain and erected walls that exceed allowable height. Around the XIII century, the temple was destroyed. For this period is characterized by the strengthening of Christianity in the Black Sea in the land ─ XIV. was marked by wars between the Circassians, and Dagestani «Ghazi» in which the latter were defeated. In parallel, was under construction and renovation of churches, it is obvious at this period is the restoration of the church in the Loo ─ in this form it has come to our days. Inside and on the surrounding area was discovered necropolis of 23 tombs dating from the end of the XIII-XIV centuries. It is characteristic that almost all people were buried according to Christian rites.

The fall of the Byzantine Empire under the onslaught of the Turks in the middle of the XV century. caused the decline of orthodoxy and in the lands of the Circassians. The temple was turned into a military fortress ─ arches collapsed, the windows have embrasures, laid the inputs from the sea. In the XIX century. Black Sea region on the maps he had already designated as the ruins of the castle ...

We have to admit that in the early XX century. the church was in relatively good condition, missing only the roof ─. Land on which there was a church at the end of the XIX century. Earl bought SD Sheremet'ev «The estate homes are located near the ruins of an ancient Byzantine church. He remained a small and almost the whole, fallen arches, and only the upper part of the walls. The altar is intact, preserved in the walls of windows. „

Time and people are relentless ─ is now the southern wall of the church fell down and lay a single monolith, much of the altar is destroyed, the surviving fragment of the wall is strongly tilted, the northern wall in good condition, at a height of <st1: metricconverter w: st = «on» productid = “7 meters»> 7 meters </ st1: metricconverter>, but it is strongly tilted in the opposite direction from the altar area.

IN HONOR OF George the?

Looking at the massive ancient stones, the blue sky and the mountain range that opens in the East, comes the idea that it is in these places the first Christians made their «evening of love.»

─ Every year, May 6, the feast day of the Great and George the Victorious, we come here with the parishioners in procession, and then serve the prayer service, ─ father says Oleg. — If the Bishop Isidore gives the blessing for the coming year will be to serve the liturgy here.

At these words, I think that the Church tradition at the time of the consecration of the temple, the Lord sends his angels to protect and guard. As probably will rejoice the angel of the church, if, after half a millennium of oblivion will be brought here again Bloodless Sacrifice ...

─ Why do you celebrate this feast of St. George's church was consecrated in his honor?

─ We know this is impossible, but for some reason the locals come here it is May 6 and is known to be smoke without fire… People's memory is amazing, no one has accurate data, however, St. George is considered the patron of this church. We thought that in ancient times were not so many saints who are honored especially in the area. Earlier temples were consecrated in honor of the great feasts or saints John the Baptist, George, Elijah the prophet.

─ Following the resumption of parish life in the loo, we would like to revive the church and serve in it. But see for yourself what the road leads to the church ─ broken coat, and our parishioners come from neighboring villages. So we decided to build a temple in the center, not far from the road (now the Church of St. Apostle Simon the Zealot is located in temporary quarters).

─ What do you think, ─ I ask, ─ What would it take? Subject to whether the restoration of an ancient temple, or rather conservation?

─ First we need to preserve what's left: the northern wall is 7 meters tipped so that at any moment to fall. The deformation process continues. Retaining structures required ─ is the work of specialists: archaeologists, restorers.

─ Once again, I repeat: the temple is unique in the loo, do not like it in Russia, it is unprecedented for the Krasnodar Territory ─ we have, unfortunately, not many shrines. This is our historical memory, the spiritual heritage that has survived through the ages, let it disappear from the face of the earth would have been prohibitively ─ ...

With sadness, I left so awesome spiritual and cultural monument, it is unknown how miraculously preserved in the Kuban land. Just a few tens of kilometers on the Red Glade, is the rapid construction, investments are being developed projects that do not belong, unfortunately, to the unique architectural structure. And perhaps now, more than ever, you should pay attention to our heritage. Not to forget, that the Light of the Gospel truth highlighted our region for several hundred years before the official baptism of Rus ...

Чтобы комментировать надо зарегистрироваться или если вы уже регистрировались войти в свой аккаунт.

Войти через социальные сети:

"Родная Кубань"
"Родная Кубань"
Было на сайте никогда
тел: 8-861-259-31-71
r-kuban@mail.ru
Читателей: 12 Опыт: 0 Карма: 1
Immortality is to work on something forever......
(Joseph Ernest Renan)
В.И. Лихоносов  (поселок  Пересыпь,  2011  год)фото Петра Янеля