"Пропажа писательской организации" Виктор Лихоносов (часть 5)
«ВЫСОКИЙ ДОЛГ ПИСАТЕЛЕЙ КУБАНИ»
«На Кубани трудится большой отряд литераторов… Уже одно то, что недавно создано отделение Союза писателей РСФСР, говорит о значительном росте кубанской писательской организации…
… Целый ряд хороших произведений, показывающих высокие общественные качества советского народа, свидетельствуют о больших творческих возможностях писателей…
… Но эти возможности, как отмечалось недавно на открытом партийном собрании, не используются в полной мере. В произведениях наших авторов ещё не находит яркого отражения самоотверженный труд рабочего класса и крестьянства…
Все эти и другие недостатки явились следствием того, что партийная организация краевого отделения Союза писателей, которую возглавлял до недавнего времени В. Монастырёв, ослабила организаторскую и воспитательную работу в коллективе. Деятельность парторганизации в нынешнем году по сути не планировалась. Партийные собрания проводились нерегулярно. На их обсуждение редко выносились вопросы о повышении творческого мастерства писателей, о воспитании у них чувства товарищества, взаимного уважения друг к другу. Партийная организация примирилась с тем, что в коллективе писателей не была создана творческая атмосфера. Об этом говорили на собрании П.К. Игнатов, В.С. Подкопаев, Г.В. Соколов и другие.
… Отдельные литераторы сбиваются с правильных позиций в оценке явлений действительности, им не хватает умения видеть главное и решающее в нашей жизни, понимания перспектив развития советского общества по пути к коммунизму.
Эти недостатки отмечались на IУ пленуме Крайкома КПСС. Указывалось также, что секретарь краевого отделения краевого отделения Союза писателей т. Бакалдин и секретарь первичной парторганизации т. Монастырев не сумели сплотить писателей на принципиальной основе. В результате этого в писательской организации вместо принципиального обсуждения важнейших творческих вопросов нередко все дело сводилось к выражению личной неприязни друг к другу, к склокам и оскорблениям. Критика на пленуме крайкома партии должна была послужить серьезным сигналом для партийной организации краевого отделения Союза писателей.
… Большой и полезный разговор состоялся на этом отчётно-выборном партийном собрании. Коммунисты-литераторы заявили о своей решимости отдать все силы, всё своё творческое умение делу служения народу. Руководствуясь решением ХХII съезда КПСС, Программой партии, высказываниями тов. Н.С. Хрущева по вопросам литературы и искусства, повседневно совершенствуя свое мастерство, глубоко изучая жизнь народа, писатели Кубани несомненно добьются новых творческих успехов, порадуют своих земляков яркими, содержательными произведениями, воспевающими нашего замечательного современника – строителя коммунизма…»
( 1962 год, «Советская Кубань» ) Х
«Это выражается и через восприятие красоты родной природы, и через отношение лирического героя к жизни и труду советских людей, их мыслям и чувствам. Поэту хочется влиться в трудовые колонны строителей коммунизма, сказать теплое слово о пропагандисте, рядовом партии коммунистов.
Сурово звучит голос поэта, когда он обращается к колонизаторам, продолжающим грабить и угнетать народы Африки. Его лирический герой беспощаден к тем, кто « кровь окрашивал кровью», кто в лапы грёб всё, «покуда пуля попала в его покатый волчий лоб»…
… Хочется, чтобы бурное дыхание наших дней находило в дальнейшем полное и глубокое отражение в поэтическом творчестве И. Вараввы, чтобы он всегда шёл вровень со временем, по горячим следам жизни». (1962 год )ХХ
х – таким «набором слов» славилась тогдашняя официальная критика. Нынче пишут и говорят так же пусто (В.Л.)
—
«В целом же книга Ю. Абдашева «Покоя не ищем» написана увлекательно, читается с интересом, она говорит об умении автора увидеть в сегодняшнем дне самое главное и ценное» ххх
ххх ─ Так живописали тогда кандидаты филологических наук, особо близкие к краевому комитету партии. (В.Л.
х ─ Под спудом этого идеологического долдонства скрывалась постоянная человеческая борьба. В тот год одна группа (тупо верноподданническая) победила другую. Вот и всё. Добились большего влияния на издательство, теснее обступили кормушку. Колесо покатилось дальше, другие пришли к власти в СП на некоторое время, а слова о «служении народу» и «недостаточном отображении роли рабочего класса» будут переливаться из одной статьи в другую, из одного доклада в следующий долгие годы. Нынче это можно бы не комментировать, но притворство в « служении народу» не исчезло, лживость, погубившая советскую идеологию, применяется на общественной ниве с прежней выучкой людьми старой породы (В.Л.)
----------------------------------------------------------------------------
«НАД ЧЕМ ВЫ РАБОТАЕТЕ ?»
И.Ф. Варавва
─ В Краснодарском книжном издательстве вышла в свет книга «Песнь любви», в которую вошли лирические стихи, кубанские народные песни. Продолжаю работу над стихами, посвященными подвигу советского народа в Великой Отечественной войне.
Уже готова к печати книга «Песни Кубанских казаков». В неё вошло более тысячи поэтических народных произведений жителей нашего края. Большое место занимают в книге песни времён гражданской и Великой Отечественной войн.
А.Д. Знаменский
─ Недавно закончил первую книгу романа «Золотое оружие республики». Роман, как уже известно из предыдущих публикаций его частей в альманахе «Кубань» и в газетах, представляет собой широкое историко-революционное полотно о гражданской войне на Дону и Кубани, о подвигах революционных казачьих частей при разгроме войск Деникина, Краснова и последнего ставленника Антанты – Врангеля.
Особое место в романе уделено показу деятельности Казачьего отдела ВЦИК, руководимого Я.М. Свердловым и М.И. Калининым, по привлечению трудового казачества на сторону Советской власти.
На очереди – доработка второй части романа, Продолжаю писать также статьи по вопросам литературы, о собратьях по перу.
В.И. ЛИХОНОСОВ
─ Близится к завершению моя многолетняя работа над историческим романом о Кубани. Меня интересовала судьба человека на фоне истории, на фоне самого Времени, которое нам отпускается единственный раз. Действие романа начинается в 1908 году, а прощаюсь я с последним героем в 1982-м.
Так что жанр моего романа, может, не совсем исторический. Можно сказать даже так: я беру в персоны кубанцев, которых застал в преклонном возрасте, и, чтобы показать их судьбы, надо было вернуться назад, во времена давно прошедшие.
По тематике роман ветвистый, многослойный, а коренная идея его в том, что без родной земли счастливой доли не бывает.
Мне никогда так не хотелось встретиться с читателями, как на сей раз. Изнурительнее работы, чем эта, у меня ещё не было. И я с радостью думаю, что отныне буду откликаться только на темы современности.
С.Н. ХОХЛОВ
─ Многие годы я работал на стройках и заводах. Естественно, большая часть стихов была о тех днях, о людях, с которыми я трудился бок о бок. Это было время восстановления разрушенного войной хозяйства. По-своему героическое время. Часть материала не использовал в поэтических произведениях. Написал первую повесть о строителях, о судьбах людей тех лет, о становлении характера человека труда.
«После войны» ─ так называется повесть. Она будет опубликована в ближайших номерах альманаха «Кубань». Но это только первая часть большого произведения, над которым продолжаю работать.
Сейчас готовлю большой сборник стихов. В него войдут произведения предыдущих лет и новые стихи .
( «Советская Кубань», 25 февраля 1984 года )
Примечание.
До ельцинского переворота и упразднения коммунистической партии, заботившейся о прославлении в искусстве «человека труда», оставалось всего…7 лет! Даже по простеньким интервью видно, что «родная партия» ещё держала в своих руках «цели и задачи» идеологии, а с нею и писателей…
-